Какие основные моменты следует учитывать учителю при
подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
ПОДГОТОВКА К УРОКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС:
www.menobr.ru/materials/19/37639/
Автор: Е.В. Якушина, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории
медиаобразования ФГНУ `Институт содержания и методов обучения` Российской
академии образования
Особенность федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный
характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное
образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды
деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой
системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь,
связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения
образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты
следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с
требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы
конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний;
комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации
знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумывание структуры урока.
5.Обеспеченность урока (таблица).
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний,
умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
Карта обеспеченности
урока (распределить графами в таблице):
1. Раздел (учебный элемент)
2. Материально-техническое оснащение (количество
бумажных источников и компьютеров с необходимым программным
обеспечением)
3. Учитель Ученики Время
Используемые бумажные источники Используемые
электронные ресурсы
При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее -
ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
соответствие
ЭОР:
целям и задачам урока;
основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех
компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного
(дистанционного) обучения);
научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
эргономическим требованиям;
научность и достоверность предоставленной
информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в
плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные
элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и
динамические, которым свойственна более гибкая структура:
1.Организационный
момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно
формирующая направленность урока.
2.Проверка выполнения домашнего задания (в
случае, если оно задавалось).
3.Подготовка к активной учебной деятельности
каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация
знаний.
4.Сообщение нового материала.
5.Решение учебной задачи.
6.Усвоение новых знаний.
7.Первичная проверка понимания учащимися нового
учебного материала (текущий контроль с тестом).
8.Закрепление изученного
материала.
9.Обобщение и систематизация знаний.
10.Контроль и
самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения
цели.
12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием
технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений
(универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями
ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность
проектной педагогической деятельности с применением технологической карты
заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией,
описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых
образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием
часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные,
информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и
организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель
и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное
задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая
карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать
образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко
использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке,
согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную
деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль
результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит
учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД,
которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать
последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с
дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время
для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
дает
учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности
реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами
и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и
обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом
этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение
уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью
обучения после создания продукта -набора технологических карт;
обеспечить
повышение качества образования.
Технологическая карта позволит
администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых
результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения
качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела)
проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы
с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная,
интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт приведены в
приложении (см. сайт)
Цель - один из элементов поведения и сознательной
деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении
результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов `Определение`, `Формирование`, `Знакомство` и
пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача -
данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель
деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий,
согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов
- `повторить`, `проверить`, `объяснить`, `научить`, `сформировать`,
`воспитывать` и пр.
Понятие `технологическая карта` пришло в образование из
промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде
карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки,
производства определенного вида продукции, производственных операций,
применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного
процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием
инновационной технологии работы с информацией.